Большинство современных детей так или иначе растут в двуязычной среде, то есть становятся билингвами. В обществе существует распространённое заблуждение, будто бы речевые дефекты у детей развиваются именно из-за двуязычия. Сразу хотим подчеркнуть: билингвизм не может быть первопричиной.
Появление логопедических проблем могут вызвать физиологические факторы. Также определённую роль играют и социальные причины: принуждение говорить на другом языке или неосторожное погружение в незнакомую языковую среду.
Особенности речевого развития билингва
Довольно часто дети-билингвы начинают говорить позже, чем их сверстники. Допустимой считается задержка в пределах 6 месяцев. Словарный запас в каждом из языков обычно меньше, чем у ровесников-монолингвов. Развитие речи на ранних этапах во многом зависит от лексики: чем больше слов ребёнок знает, тем свободнее он выражается.
Все дети, и монолингвы не исключение, в процессе развития допускают речевые ошибки, поэтому и билингвам стоит позволить ошибаться. Не пугайтесь, если малыш не произносит определённые звуки, путает роды или выбирает неправильные окончания слов. Это всего лишь показатель того, что речевой аппарат ребёнка находится в стадии становления, и он ещё не освоил все языковые правила.
Также родителям стоит помнить, что дети с двуязычием или многоязычием часто по привычке применяют грамматические правила одного языка к другому. Поэтому важно уметь отличать ошибки, связанные с физиологией, от тех, что имеют патологическую основу.
Что указывает на наличие логопедической проблемы?
Двуязычные дети проходят те же этапы развития речи, что и одноязычные. Каждый из них соответствует определённому возрасту и связан с конкретными речевыми навыками. На проблему указывает следующее:
- В 2–3 месяца ребёнок не гулит
- В 6–7 месяцев не лепечет
- В 1–1,5 года не произносит первые слова
- В 2 года не строит коротких фраз и не повторяет за взрослыми
- В 3 года смешивает языки, используя много лепетных слов
- В 4 года речь остаётся непонятной, нет предложений из 5 слов, не задаёт вопросы взрослым обо всём вокруг
- В 5 лет не произносит звуки всех знакомых ему языков, не строит сложные предложения, не запоминает стихи и сказки
Таким образом, двуязычие не является причиной речевых проблем, но может немного усложнить их распознавание. Важно наблюдать за ребёнком и вовремя начать коррекцию, если развитие речи идёт с отклонениями.