Большинство родителей начинают думать об учебе ребенка, когда тот еще играет с игрушками и делает прически любимым куклам. Одни почему-то уверены, что учебный процесс начинается непосредственно в школе, а к тому времени ничего особенного делать и не нужно. Другие же начинают «мозговой штурм» слишком рано, когда в этом не имеется необходимости. Как всегда, нужно искать золотую середину. Однако, чтобы дать родителям хоть какой-то ориентир, разберемся, в каком возрасте лучше начинать обучение и когда это действительно приносит пользу.
Обучения и развитие
Для начала определимся с терминологией, которая, несмотря на свою простоту, не всегда полностью понятна родителям. Прежде всего чем обучение отличается от развития? Это одно и то же или совсем разные понятия?
Обучение - это деятельность, в ходе которой ребенок приобретает новые знания и навыки. Развитие же - это некоторое изменение, котороя приводит к формированию нового качества в определенной сфере деятельности.
Например, узнать о том, что кубик квадратный и сделан из дерева - это обучение, а вот придумать, как построить с разных кубиков определенную сооружение - развитие. То есть во время обучения ребенок усваивает конкретные знания, в то время как развитие - это всегда формирования новых способов деятельности.
Умственное развитие тесно связано с процессом формирования нейронных связей. Ведь они возникают в процессе деятельности, когда мозг буквально подстраивается под выполнение определенных задач. Например, когда ребенок учится играть на пианино, читает книгу или рисует, в его мозгу формируются новые нейронные связи, связанные с этими навыками. Чем чаще повторяется определенное действие, тем крепче становятся связи между отдельными нейронами. И наоборот, отсутствие практики приводит к их постепенному ослаблению и даже деградации.
Формирование нейронных связей у ребенка происходит непрерывно, ведь он постоянно получает новую информацию и усваивает определенные навыки. При этом количество сложившихся связей напрямую влияет на уровень развития ребенка - чем их больше, тем ребенок более развит.
Как же способствовать формированию нейронных связей? Очень просто - постоянно обучать ребенка чему-то новому и обеспечивать стабильный приток новых ярких впечатлений. С этой задачей прекрасно справятся познавательные поездки, развивающие игры и интерактивные занятия, просмотр интересных фильмов и видео, творческие занятия или даже научные эксперименты, которые можно провести в домашних условиях. Именно с этого и следует начинать педагогическую работу с ребенком.
Благоприятные условия для развития ребенка
К сожалению, некоторые родители убеждены, что для развития ребенка достаточно читать им на ночь книги или записать в художественную школу. Однако развитие должно быть гармоничным и всесторонним, ведь речь идет о создании платформы для всей дальнейшей жизни. А чтобы его обеспечить, родителям нужно:
- тщательно заботиться о физическом и психическом состоянии ребенка;
- формировать разнообразную познавательное среду;
- привлекать все органы чувств в процессе обучения;
- поощрять самостоятельную работу ребенка;
- учитывать его возраст и личные нужды.
Оптимальный возраст для развития и обучения ребенка
Очевидно, что развивать ребенка следует как можно раньше. Как мы уже знаем, развитие - это изменения и прогресс, при этом не имеет значения, в какой именно сфере. То есть занятия физкультурой - это физическое развитие, посещение театров и музеев - культурное, интеллектуальные игры - умственное и т. д. Привлекая малыша к новым интересных занятиям, которые соответствуют его возрасту, вы уже заботитесь о его развитии. Не следует записывать 3-летнего ребенка в секцию тяжелой атлетики, но и водить 6-летнего ребенка на кукольные спектакли для самых маленьких тоже нет смысла.
Подбирайте то, что будет понятным, интересным и полезным именно для вашего ребенка, и делайте это постоянно.
Несколько сложнее ситуация с обучением. Одни родители считают, что 3 года - достаточный возраст для усвоения конкретных навыков и умений. Некоторые начинают задумываться над такими вещами ближе до 5 лет, а другие вообще игнорируют этот вопрос до момента, когда пора идти в школу.
Конечно же, все зависит от готовности, любопытства и способностей самого ребенка. Не стоит копировать других родителей и отдавать своего ребенка в художественную школу, потому что «Соседи вот Надю в 4 года на рисование отправили». Всегда ориентируйтесь на собственного ребенка - чего он хочет, в чем заинтересован, какие склонности имеет.
Кроме того, давно установлено, что в определенных возрастных промежутках дети имеют большую склонность к усвоению отдельных навыков. Это среднестатистические данные и руководствоваться исключительно ими не нужно, однако такая информация может пригодиться многим родителям:
- развитие языка и речи - от 0 до 6 лет
- движение и активность - от 1 до 4 лет;
- понимание установленных правил и заведенного порядка - от 0 до 3 лет;
- активное восприятие маленьких форм и предметов - от 1,5 до 5,5 лет
- развитие социальных навыков - от 2,5 до 6 лет.
Обучения ребенка в возрасте от 3 лет
В общем, большинство родителей начинает уделять больше внимания обучению детей, когда дети достигают 3-летнего возраста. Однако, чтобы ваши хорошие намерения имели такой же положительный эффект, нужно учитывать особенности развития детей в этот период.
Первое, что вам нужно запомнить: основная деятельность 3-летнего ребенка - это игра. Соответственно, все обучение должно происходить в игровой форме.
Психические процессы ребенка еще недостаточно стабильны, а его поведение и познавательная активность напрямую зависит от самочувствия и всего, что происходит вокруг. Ребенку трудно сконцентрировать внимание на процессе обучения, а вот отвлечься от него он сможет без проблем. Забавный пес за окном, любимый мультфильм по телевизору, интересная пуговица на свитере могут свести на нет все ваши педагогические старания. Чтобы справиться с обучением, руководствуйтесь 2 условиями:
- не давите на ребенка, не заставляйте его учиться и не ругайте за непослушание - так вы только вызовете отвращение к занятиям;
- создавайте богатую и разнообразную среду для развития, в идеале - учебно-игровую.
Обучения ребенка в возрасте от 5 лет
Ребенок все еще больше любит и воспринимает игры, однако постепенно они становятся более сложными и более структурированными (в частности, в них появляется конкретный сюжет и роли). То есть в это время уже можно применять модель «учитель-ученик», в которой игровая составляющая будет сочетаться с учебной.
Кроме того, появляются новые благоприятные факторы для обучения: увеличение объема памяти, рост внимания и концентрации. Кроме того, и внимание, и память постепенно становятся целенаправленными, поэтому ребенка вполне реально сосредоточить на определенном предмете или объекте изучения. Чтобы достичь успехов на этом этапе, необходимо:
- продумывать занятия, которые будут интересны ребенку, и изучать объекты, на которых она сможет и захочет сосредоточиться;
- мотивировать ребенка к учебе, предлагая ему бонусы на определенные достижения.
Обучения ребенка в возрасте от 7 лет
К счастью, в это время само обучение становится основной деятельностью ребенка. Ему интересно и даже жизненно необходимо исследовать окружающий мир, узнавать что-то новое и применять полученные знания на практике. Изменения происходят и на ментальном уровне: еще больше увеличивается память, повышается точность реакции, формируется стремление к саморазвитию.
Школьники учатся решать различные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и обобщать полученную информацию. Однако внимание остается все еще нестабильным, хотя удерживать его детям становится легче. Чтобы эффектно воспользоваться всеми преимуществами этого периода, необходимо:
- обеспечить ребенку доступ к новой информации и удовлетворять его потребности в получении знаний;
- не перегружать внимание и подбирать интересные темы для изучения.
Когда начинать обучение ребенка и каким образом организовать учебный процесс, решать только Вам. Если Вы следите за развитием ребенка с самого рождения, знаете, что ему нравится, и уверены, что он действительно готов учиться, то сделаете правильный выбор.